История анимации — сотворение мира

27.05.2012

Только в анимации можно изобразить и оживить то, что видишь внутренним взором только ты, придумать и переложить в сценарий самую неожиданную историю, или создать бессюжетное завораживающее действие, озвучить, сыграть, срежиссировать, создать пространство нового мира, и все это одушевить.

1. Трудно быть Богом? Да, нелегко… Нелегко быть Творцом!
Но возможно ли? Возможно ли обыкновенному человеку стать Богом?
Да, возможно. И возможно только в одном случае – если заняться искусством анимации.

Можно возразить: — но художники, литераторы, драматурги, композиторы, музыканты, актеры, режиссеры кино и театра, архитекторы, — все они занимаются творчеством!

Да, но только анимация объединяет в себе все эти искусства.

Только в анимации можно изобразить и оживить то, что видишь внутренним взором только ты, придумать и переложить в сценарий самую неожиданную историю, или создать бессюжетное завораживающее действие, озвучить, сыграть, срежиссировать, создать пространство нового мира, и все это одушевить. Ведь слово анимация происходит от латинского «анима» — душа.

Представьте себе совершенно пустое пространство, и все, что возникнет и будет жить в нем – абсолютно в вашей воле!

Когда перед тобой чистый лист бумаги, или пустая плоскость съемочного стола, ты действительно ощущаешь себя Богом – ведь от чародейства  твоих рук зависят создаваемые тобой движение-действие-жизнь.

Конечно, сотворение своего мира требует очень большого труда, выдумки, вкуса, умений, но в случае удачи, результат принесет ни с чем не сравнимое счастье, счастье счастливого родителя-создателя, который смотрит на свое ожившее детище.

Искусством анимации нельзя овладеть сразу. Ему сначала нужно учиться, а потом совершенствоваться – всю жизнь.

 

2. В знаменательный день — 28 октября 1892 года — в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно (Emile Reynaud) созвал зрителей на новое, доселе никем не виданное зрелище — «оптический театр» (theatre optique). Талантливый изобретатель впервые публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Сейчас мы бы назвали это событие рождением прообраза современных мультфильмов, и именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино.

Считается, что анимационное искусство возникло на три года раньше, чем кино (хотя Эмиль Рейно запатентовал свое изобретение еще в1877г.!).  28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый сеанс кинематографа.

Анимация  вначале существовала в виде длинной ленты из склеенных между собой нарисованных на пергаментной бумаге картинок-кадров.  «Фильмы» существовали в единственном экземпляре. Конечно, с появлением возможности снимать картинки-кадры на кинопленку, анимация перешла на эту прогрессивную технологию, которая давала возможность печатать копии анимационных фильмов. Но используя возможности кино-технологии,  анимация, по сути, является самостоятельным видом искусства.

Если кино — это съемка непрерывного движения и по кино-технологии происходит разделение на пленке этого движения на отдельные кадры (24 кадра в секунду).

То анимация – это создание от 12 до 24 изображений, которые будучи сняты кадр за кадром на пленку или на цифровой фотоаппарат и смонтированы в нужной последовательности, создадут 1 секунду движения.

(Монтаж анимационных кадров зависит от того, сколько кадров «стоИт» при монтаже  одно изображение.  Если изображение «стоИт» 2 кадра — для одной секунды анимации нужно создать 12 изображений.  Если же изображение  «стоИт» 1 кадр (как, например, в фильмах Диснея), то нужно создать 24 изображения).

Почти с самого начала существования  анимация разделилась на две самостоятельных ветви развития:

– во-первых, анимационное кино, которое существует и создается по законам кинематографа, это процветающий,  особенно в последнее время, вид кино и теле бизнеса, который имеет массу поклонников — детей и взрослых.  Это кинофильмы, снятые в анимационной технологии.

- во-вторых, это авторская анимация, зона Божественного эксперимента, тема нашего разговора.

 

3. За время своего существования авторская анимация использовала множество разных технологий создания и одушевления изображения.

Рассмотрим же некоторые основные виды.

Рисованная покадровая анимация

Очень сложный и одновременно простой способ создания анимации. Он основан на покадровой съемке нарисованных, постепенно изменяющихся, картинок.

Например, если нарисованный человечек должен поднять руку, то для того, чтобы нарисовать это движение, нужно от 5 до 20 картинок.

А для того, чтобы рисунки не сдвигались при съемке, придуманы специальные приспособления – в анимационной бумаге проделывается особая перфорация, которая надевается на особые, стационарно закрепленные под съемочной камерой, штифты.

Для того, чтобы снять 1 секунду рисованной анимации нужно от 12 до 24 фаз движения.

Рисованная анимация может быть создана на бумаге, на кальке, используя краски, цветные карандаши, тушь, пастель.

Но вершиной технологии рисованной анимации является целлулоидная анимация, в которой созданы авторские и коммерческие фильмы студии Диснея, «Союзмультфильма» и других студий. Целлулоидная рисованная анимация дорогостоящий, но высокотехнологичный процесс производства анимации, который был изобретен в середине 20-х годов прошлого века в США. Нарисованные и раскрашенные на прозрачных целлулоидных листах фазы движения объектов и персонажей позволяли не заменять при покадровой съемке рисунки фонов и неподвижных деталей. Что приходится делать при рисовании фаз движения на непрозрачных материалах. Кроме того целлулоидная технология позволяла привлекать к работе штат исполнителей, которые не занимались творческой работой одушевления, а делали очень важную, но рутинную работу – обводили тушью и раскрашивали многие тысячи фаз.

В технологии рисованной  целлулоидной анимации созданы большинство шедевров анимационной классики.

В последнее время эта технология претерпела значительные изменения – на смену целлулоидному листу пришел экран компьютера. Окончательное оконтуривание и раскрашивание фаз движения теперь в большинстве случаев производится в компьютере. Создано много различных компьютерных программ, удачно подменяющих целлулоидную технологию.

Кукольная или объемная анимация

Перефразируем известную цитату: «Мой мир – театр. И куклы в нем актеры. Театр – потому, что для съемки кукольной анимации необходимо создание декораций и «сценического пространства». В это пространство помещаются кукольные персонажи, которые «оживают» под руками художника-аниматора. Художник понемногу от кадра к кадру изменяет положения персонажей. Для того, чтобы снять 1 секунду кукольной анимации, нужно снять 12 кадров, то есть 12 раз внести изменения в положения персонажей. Это очень кропотливая работа, требующая великолепной памяти и ювелирной точности движений рук аниматора.

Представьте сцену, в которой 2 персонажа, например моряк и собачка, идут навстречу ветру. Ноги и лапы шагают, волосы и одежда развеваются, тела преодолевают порывы ветра и т.д… Нужно еще не забыть про ленточки на бескозырке и про собачий хвост. Аниматор должен представить все вышесказанное во всех деталях, а потом мысленно разделить это общее движение на отдельные стоп-кадры.  И, не забывая ничего, вносить покадровые изменения.

Очень важную роль в кукольной анимации играет оператор. Он является полноправным автором кукольного анимационного фильма. Ведь именно благодаря мастерству оператора «оживает» пространство съемочной площадки. Свет, ракурс, композиция кадра, легко изменяемые, в отличие от двухмерной рисованной анимации, это важнейшие составляющие анимации кукольной.

Кукольная анимация это обобщающее название.

Из особо известных разновидностей кукольной анимации нужно отметить во-первых популярную в последние десятилетия объемную пластилиновую анимацию, а также предметную анимацию, когда в виде персонажей используются реальные (или сделанные под реальные) различные неживые предметы – стулья, вазочки, ботинки, шишки, яблоки и что угодно.

Вырезная анимация или плоская марионетка или перекладка

Это очень богатая по своим возможностям технология. В этой технологии создают свои фильмы и учащиеся детских анимационных студий и Юрий Борисович Норштейн.

Придуманный и нарисованный заранее персонаж разделяется на отдельные части. Персонаж разделяют на детали так, чтобы можно было создавать естественное движение.

Например, рука может состоять из таких деталей: кисть, большой палец, часть от запястья до локтя, часть от локтя до плеча.

Если эти детали соединить между собой незаметными шарнирами в местах естественных сгибов – пример с рукой — запястье, локоть, плечо – то такая технология называется «плоская марионетка», если детали соединяются без шарниров – «перекладка».

Готовый персонаж выкладывают на заранее изготовленный фон и покадрово сдвигают детали, добиваясь нужного результата.

Это простая и удобная технология для начинающих аниматоров.

Перекладку можно делать не только из бумаги, но и из тряпочек, меха, пластилина и так далее.

Песочная анимация

Если установить под съемочной камерой стекло и насыпать на него песок или молотый кофе, или манную крупу, или любой другой сыпучий непачкающий и нетоксичный материал – вы получаете исходную съемочную площадку.

Рисуя кисточкой, палочкой или пальцем по сыпучему материалу и постепенно изменяя кадр за кадром изображение, вы создаете изумительный по красоте волшебный мир. В зависимости от того, будете ли вы освещать свое произведение снизу или сверху, изображение в вашем фильме будет разным.

Ожившая живопись или рисунок

Можно нарисовать на школьной доске рисунок, заснять его, а потом аккуратно стереть то, что вы хотите изменить, и нарисовать изменение. Опять заснять. Так кадр за кадром возникает оживший рисунок.

Это очень старая технология. Анимационный фильм 1906 года «Смешные изменения лица» создан в этой технологии. По этому же принципу создается и ожившая живопись.

Пикселяция

Если снимать фотографии в специально продуманной последовательности, а потом покадрово смонтировать, то полученный результат даст ощущение ирреальности происходящего.

Главное в этой технологии – авторская идея и мастерство оператора. И терпение всех участников съемки. Так как при максимальной дешевизне этой технологии (особенно после появления цифровых фотоаппаратов), требуется большая точность перемещений и сдвигов.

Компьютерная анимация

Развитие компьютерной анимации происходит стремительно. Создаются различные программы для создания анимации от программ для детей 5 лет до сложнейших продуктов, позволяющих моделировать реальность.

Многие компьютерные программы имитируют традиционные анимационные технологии, а в области трехмерной анимации во многом превзошли традиционную кукольную анимацию.

 

4. Итак, чтобы попытаться сотворить свой мир в анимации существует множество возможностей.  Главный недостаток этого искусства – большая трудоемкость. Главное достоинство — максимальная возможность реализации собственных замыслов.

История анимации показывает, что лучшие анимационные фильмы мира непременно имеют яркую авторскую составляющую. Оригинальная идея, новизна приема, необычность взгляда.

В лучших образцах коммерческой анимации тоже всегда виден  взгляд и почерк автора. Самые известные режиссеры, занимающиеся анимацией, начинали с экспериментов в авторской анимации. Можно назвать множество имен от Уолта  Диснея до Тима Бёртона.

В ряду лучших анимационных фильмов и  бессюжетные эксперименты Норманна Мак Ларрена и сказочные истории Федора Хитрука. И изумительно виртуозные фильмы Юрия Норштейна и пастельные «небрежные» фильмы Федерика Бака. И потрясающие куклы Иржи Трнки и ожившая живопись Александра Петрова….

Они и многие другие — Боги анимации.
Трудно быть богом?

Автор Елена Касавина.

  • https://1tvs.com.ua/articles/masterstvo-teleoperatora-istoriya-professii/ »
  • https://1tvs.com.ua/articles/intervyu-s-teleoperatorom-yuriem-andreevichem-fyodorovyim/«

Контакты

Когда звонить

в будние дни с 09:00 до 22:00
в выходные с 12:00 до 21:00

Приемная комиссия:
+380 67 169-46-49,
+380 63 298-68-38
Текущие учебные вопросы:
+380 50 690-95-59

Схема учебного года и каникул

Куда приехать

Ул. Академика Доброхотова 7А,
Киевский Университет Права

Карта проезда

Общежитие Иногородним

Сообщества

facebook

Расписание Большое