Зачем «теликам» актерское мастерство?

2.07.2012

Делится опытом преподаватель актерского мастерства и техники сценической речи, основной преподаватель актерских курсов «Первой Национальной Школы Телевидения»; корпоративный и персональный тренер по технике речи и актерскому мастерству, тележурналист.

Все мы в той или иной степени являемся потребителями радио и телевидения. Какие-то, предлагаемые телерадиокухней, «продукты» мы потребляем, иные выбрасываем из своего рациона, чтобы не испортить здоровье. Разумеется, о вкусах не спорят, поэтому нет смысла обсуждать, что тому или иному человеку необходимо увидеть-услышать в тот или иной момент его жизнедеятельности.

Одно, как мне кажется, является бесспорным, — мало кому нравится быть потребителем фальши (неорганичности).

Что я имею в виду? Стеклянный пустой взгляд телеведущего, фальцет или визгливые полутона в телерадиоречи, скороговорка или замедленная речь с огромным количеством неоправданных и незаполненных по смыслу пауз либо обращение к зрителям-слушателям, разбавленное гласными «а» или «э». А если к этому добавить еще и картавость, проблемы с шипящими или свистящими звуками, проговаривание слов в предложении или «съедание» окончания или начала слова плюс монотонность или излишний пафос — замечательное для восприятия произведение телерадиокухни получается.

Во время учебы в аспирантуре по специальности «Киноискусство. Телевидение» в Киевском институте театрального искусства им. Карпенко –Карого (теперь Университет театра, кино, телевидения им. Карпенко-Карого) я с гордостью показала своему научному руководителю Виктору Борисовичу Кисину (ныне покойному) свою первую авторскую телеработу, которую к тому времени уже несколько раз по заявкам телезрителей повторили в эфире. Фильм был о восприятии окружающего мира через призму видения художника, который работал в жанре пейзажа. В составляющих были и синхрон художника, и закадровые тексты моих наблюдений как журналиста, и  несколько искусствоведческие размышления. То есть, абсолютно различный по жанру, но объединенный единой мыслью закадровый текст.

Но вместо похвалы я услышала вопрос: а от чьего лица я говорю? Кто я за кадром: искусствовед, журналист, обычный человек – очевидец?

И действительно, как я, к тому времени имевшая диплом критика, не обратила внимание на, казалось бы, простые вещи — сама отказывалась понимать. Разумеется, я нашла себе оправдание — уж слишком хотелось выплеснуть накопившиеся в процессе работы над фильмом эмоции.

Оправдать можно все, ну или почти все. А всегда ли есть в этом необходимость? После этого случая я пришла к выводам для себя и больше в течение 15 лет работы на телевидении подобных ошибок не совершала. По первой специальности я актриса музыкально-драматического театра с опытом занятости в действующем репертуаре театра. Эта профессия помогала не быть скованной в кадре, комфортно и уверенно чувствовать себя перед любой аудиторией, владеть своим голосом. Но в одном она мне тогда помешала, и это первый вывод: не всегда эмоции диктора или журналиста уместны и необходимы зрителю-слушателю.

Вывод второй: актерские навыки и основы этой профессии необходимы  для работы в кадре и даже за кадром, но вот актерствовать, или играть в персонаж, будучи человеком другой профессии, не нужно. Если понаблюдать за некоторыми журналистами или ведущими с другой стороны экрана — вывод очевиден.

Итак, а зачем тогда будущим журналистам, телеведущим, актерское мастерство?

В основе курса обучения — методики подготовки будущих актеров. Та их часть, которая формирует навыки освобождения от мышечных зажимов, учит быть внутренне сконцентрированным при внешней расслабленности, быть наблюдательным, уметь взаимодействовать с одним или несколькими партнерами по съемочной площадке, не забывая при этом о других участниках (если это формат ток-шоу) и просто быть органичными обаяшками, которые точно знают, зачем вошли в кадр и точно формулируют свою  мысль, умело подбирая слова для ее донесения.

И в этой части необходимо владеть навыками техники сценической речи. Но четко выговаривать все звуки алфавита и подобрать нужную интонацию и тембровую окраску мало. Неотъемлемой частью техники речи являются законы устной речи. В любой закадровый текст или тот, что произносится перед камерой, нужно вложить его логику и темпоритм, которые помогут донести смысл, который вы вкладывали в свое сообщение, когда его сочиняли. Вы ведь не для себя его придумали, а для других. Следовательно, нужно донести основную идею вашего сообщения адресату. Эти навыки и осваивают будущие «лица» и «голоса» телерадиоэфира в предмете «техника сценической речи».

Хочу дать совет начинающим журналистам: обязательно перед работой в кадре проговорите свой текст, разберитесь в нем, вычлените главное — он должен стать для вас родным — тогда не будет пустого взгляда (вы будете не вспоминать текст, а думать об основном посыле, появится  соответствующий настрой и настроение.

Ирина Головина

Преподаватель актерского мастерства и техники сценической речи, основной преподаватель актерских курсов «Первой Национальной Школы Телевидения»; корпоративный и персональный тренер по технике речи и актерскому мастерству, тележурналист. 

  • http://1tvs.com.ua/articles/klassicheskaya-muzyika-v-animatsii/ »
  • http://1tvs.com.ua/articles/masterstvo-teleoperatora-istoriya-professii/«

Контакты

Когда звонить

в будние дни с 09:00 до 22:00
в выходные с 12:00 до 21:00

Приемная комиссия:
(+38 044) 227-42-10
(+38 044) 229-75-35
+38 063 298 68 38
Текущие учебные вопросы:
(+38 044) 229-75-35
+380 50 690 95 59

Схема учебного года и каникул

Куда приехать

Киев, ст. м. Житомирская,
ул. Львовская, 23, Университет
"Украина", корпус 2, 6 эт.

Карта проезда

Общежитие Иногородним

Сообщества

facebook Вконтакте

Расписание Большое