Школа фото: панорамные фотосъемки

26.10.2012

Панорамная съемка сегодня,- востребованная услуга многих студий. В зависимости от целей и задач стоящих перед заказчиками, фотографы выполняют как статичные фотографии «длинного» формата с соотношением сторон 1×2, 1×3 и больше, так и виртуальные панорамы, как цилиндрические, так и сферические.

Если проанализировать соотношения горизонтальных и вертикальных сторон наиболее часто встречающихся в фотографической практике фотоотпечатков, то они лежат в пределах 2:3, 3:4, 4:5.

Понятно, что формат снимка с таким соотношением его сторон не всегда позволяет показать на нем широко раскинувшиеся архитектурные ансамбли, побережье моря с отдыхающими людьми, красивые панорамы пейзажей и много другого интересного материала. Поэтому фотографы осуществляют фотосъемку панорамы, когда на фотоотпечатках соотношения сторон смонтированного снимка гораздо превышают те, которые приведены выше.

Фотопанораму можно получить несколькими способами:

  1. провести фотосъемку специальным панорамным фотоаппаратом типа «Горизонт»; (негатив 24х58мм);
  2. фотографировать с использованием короткофокусного объектива, а при фотопечати скадрировать изображение с «панорамным» соотношением сторон;
  3. провести фотографирование фотоаппаратами общего назначения по специальным технологиям, при которых обозначенная панорама снимается по частям, а потом отпечатанные позитивные изображения совмещаются, склеиваются в общее панорамное фотографическое изображение.

В этом случае может быть применён для получения панорамного снимка обычный малоформатный ( или среднеформатный) фотоаппарат общего назначения ( «Зенит», «Киев», «Салют» и т.д.).

Применяя фотоаппарат «Горизонт» для фотографирования панорамы, больших сложностей не возникает. Однако все-таки нужно помнить о том, что самая короткая выдержка у затвора аппарата 1/250 сек. Затвор щелевой. После нажатия спусковой кнопки затвора барабан со щелевой шторкой и объектив поворачиваются на угол 120º, пропуская световые лучи последовательно на разные участки фотоматериала по полю кадра. То-есть экспонируется кадр последовательно через щель определённой ширины в шторке затвора (в зависимости от выдержки) за время поворота объектива.

Длительность экспонирования всего кадра составляет 0,25 сек (время прохождения щели затвора вдоль всего кадра). При постоянном времени продвижения щели затвора вдоль всего кадра выдержка зависит только от ширины щели.

Именно эти обстоятельства нужно учитывать при работе с «Горизонтом» и желательно вести съемку со штатива. Такая технология панорамной фотосъемки позволит получить изображения резкими, а линия горизонта в каждом кадре будет параллельной нижней или верхней границам каждого кадра и будет в каждом кадре располагаться на одинаковых уровнях от границ кадра.

Используя при съемке панорамы короткофокусный объектив с большим углом изображения можно также на снимке запечатлеть большие участки предметного пространства по протяженности и ширине кадра.

Но в кадре, снятым таким объективом, остается сверху и снизу много пространства, как правило, не заполненного сюжетно важными деталями.

В процессе фотопечати, кадрированием можно эти участки вывести за пределы кадра.

Предметы переднего плана при съемке короткофокусными объективами теряют свои привычные геометрические формы, что является нежелательным, съёмка получается ракурсной.

Удобнее получить панорамный снимок фотоаппаратом с объективом нормального фокусного расстояния, но панораму необходимо фотографировать фрагментами.

Технологически это выполняется в следующей последовательности.

Изначально выбираются границы панорамной фотосъемки и определяется примерно середина этой протяженности.

Если фотосъемка будет производиться с одной точки, то такая панорама называется круговой.

Для съемки панорамы фотоаппарат желательно установить на штатив с панорамной головкой. Штативы новейших современных конструкций снабжены уровнем, по которому можно контролировать прохождение линии горизонта и границ кадрирования каждого кадра (фрагмента) общей панорамы.

Ведь окончательно смонтированная панорама в местах соединения отдельных кадров должна иметь одинаковые масштабы изображённых объектов на сосединяемых кадрах. Зная угол изображения объектива, можно пользоваться шкалой панорамной головки штатива, которая показывает градусы угла поворота прикреплённого к штативу фотоаппарата.

 Таким образом, можно поворачивать фотоаппарат на угол меньший, чем угол изображения объектива. Тогда условия частичного перекрытия последующим кадром предыдущим будут соблюдены.

Если линия горизонта в каждом кадре фрагмента панорамы будет проходить одинаково от верхней его границы, то при монтаже (сшивании) фрагментов «лишних» площадей на панорамном снимке не будет. Это можно наглядно подтвердить на представленных схемах монтажа панорамы.

Чтобы придать целостность панорамному фотоснимку, после монтажа фрагментов, вышедшие за общую границу панорамы изображения отдельных кадров обрезают.

Панорамный снимок можно получить, в отличии от технологии «круговой панорамы», другим способом. Перемещают точки съемки для каждого фрагмента будущей панорамы параллельно условной плоскости самой будущей панорамы. Расстояние до этой условной плоскости фотографирования должно оставаться одинаковым.

Такая панорама по способу ее съемки называется параллельной.

Также, как и при съемке круговой панорамы, фотоаппарат перемещается на строго определённое расстояние, чтобы на последующем фрагменте обязательно изображалась и часть предыдущего фрагмента.

То–есть последующий кадр должен частично перекрыть предыдущий. Это необходимо выполнять для последующих монтажных работ, – когда будут соединяться фрагменты панорамы в единое целое.

Особенностью фотосъемки панорам являются факторы, которые необходимо учитывать.

Первый из них – последовательность съемки. Она не должна быть хаотичной: кадры должны сниматься либо справа налево, либо, наоборот, но последовательно друг за другом. При такой съемке облегчаются задачи монтажа панорамного снимка.

 Все кадры панорамы должны быть выполнены при одинаковых условиях освещения, т.е. нельзя, например. первый кадр сфотографировать при солнечном освещении, второй, когда солнце закрыто облаками, третий снова при солнечном освещении. В конечном итоге все кадры склеиваются в единый панорамный снимок, на котором весь его заснятый простор обязан иметь одинаковое освещение. Поэтому фотографировать последовательно кадры будущего панорамного изображения нужно по времени быстро, чтобы исключить временной параллакс. Если панорама сфотографирована в солнечный день, то тени на каждом снимке должны падать в одном и том же направлении. Так что экспонометрические параметры, определенные экспонометрическим устройством — «выдержка-диафрагма» выбираются для всех кадров будущей панорамы одинаковыми.

Нельзя также от кадра к кадру при фотографировании панорамы изменять фокусировку объектива. Наведенный на резкость объектив должен оставаться в том же положении при съемке последующих кадров, что и при съемке первого.

Рассматривая схемы технологической последовательности съемки круговой и параллельной панорам, следует заметить, что масштабы изображения объектов съемки крайних кадров (левый и правый) в круговой панораме будут гораздо меньше. Это происходит потому, что расстояние до объектов в этих кадрах от точки съемки гораздо больше, чем до центральных кадров.

 Поэтому на стыках двух соседних кадров при монтаже получается «излом» горизонтальной линии. Такие «изломы выражены на снимке» тем сильнее, чем короче фокусное расстояние объектива, который использовался при съемке.

При съемке параллельной панорамы таких изломов не бывает и масштабы изображений в каждом кадре примерно одинаковы при условии, что расстояние от точек съемки до условной плоскости объектов панорамы оставались одинаковыми при фотосъемке каждого кадра, каждого фрагмента.

Следует обращать внимание на движущиеся объекты при съемке панорамы. Изображение движущегося объекта должно фиксироваться обязательно в центре какого-нибудь кадра или в той его части, которая открыта для движения, а не в той части на стыке, которая попадает в зону будущего монтажа, обрезки, склеивания.

Необходимо следить и за тем, чтобы одни и те же движущиеся объекты не попали во все кадры, если движение объектов и направление последовательности съемки совпадают.

Поскольку аналоговыми фотоаппаратами используется роликовая фотопленка, то обработанные кадры негатива, заснятые при одинаковых экспонометрических параметрах, дадут одинаковые фотографические результаты (плотность, контрастность).

Печатают и обрабатывают отпечатанные кадры с негативов панорамы также при одинаковых технологических параметрах. Понятно при этом, что фотобумага должна быть для всех кадров панорамы одинаковой по своим фототехническим характеристикам (контраст, поверхность, подложка).

Панорамные кадры, выполненные цифровыми фотоаппаратами, по специально разработанной для этого программе «сшивают» на компьютере в единое цельное изображение фотопанорамы.

В фотографической практике наиболее часто встречаются технологии съемки горизонтальных панорам, хотя можно фотографировать и вертикальные панорамы.

Наиболее сложная технология при съемке многоярусной панорамы. Сложность съемки заключается в том, что необходимо очень строго выдержать все параметры первого яруса, напоминающего параллельную панораму. Затем перейти к съемке второго яруса, но необходимо перекрывать нижнюю часть изображения кадра из первого яруса, как показано на схеме.

Требования к каждому отдельному кадру такой многоярусной панорамы остаются прежними – экспозиция на каждом кадре одинакова, масштаб съемки одинаковый, при съемке перекрывать частично ту площадь панорамы, которая находится на стыке соседних снимков.

При монтаже (склейке) снимков в панорамную картину, главное – совместить изображения одинаковых изображений предметов на соседних кадрах.

Склеивать фрагменты панорамы можно встык и внахлест.

В первом случае изображения примыкают друг к другу без потери деталей.

Во втором случае склеиваемые кадры накладываются друг на друга одинаковыми деталями изображений.

Подчеркивая технологические особенности панорамной фотографии, еще раз напомним:

  • важным является выбранное место и момент съемки;
  • неприемлемыми считаются условия, когда солнце, то быстро появляется, то быстро прячется за тучи, поскольку в результате кадры панорамы будут сняты при разных условиях освещения;
  • фотоаппарат должен находиться на ровной горизонтальной поверхности и надежно укрепленным на штативе с панорамной головкой;
  • при съемках каждый последующий кадр должен на 10-15% по площади захватывать (перекрывать) еще и предыдущий;
  • фокусирование при съемке панорамы остается для всех кадров одинаковым;
  • изображения движущихся объектов должны фиксироваться только в центральных частях кадра;
  • контраст, плотность, поверхность, толщина подложки для каждого кадра на отпечатках с фотоизображениями должны быть одинаковыми.

 

Автор Ю.Е. Федоров.

  • http://1tvs.com.ua/articles/shkola-fotografii-ekspozitsiya-osnovyi-pravilnogo-eksponirovaniya-vashih-fotografiy/ »
  • http://1tvs.com.ua/articles/klassicheskaya-muzyika-v-animatsii/«

Контакты

Когда звонить

в будние дни с 09:00 до 22:00
в выходные с 12:00 до 21:00

Приемная комиссия:
(+38 044) 227-42-10
(+38 044) 229-75-35
+38 063 298 68 38
Текущие учебные вопросы:
(+38 044) 229-75-35
+380 50 690 95 59

Схема учебного года и каникул

Куда приехать

Киев, ст. м. Житомирская,
ул. Львовская, 23, Университет
"Украина", корпус 2, 6 эт.

Карта проезда

Общежитие Иногородним

Сообщества

facebook Вконтакте

Расписание Большое