Мастерство телеоператора. История профессии

28.05.2012

Профессия оператора во многом похожа на работу художника, поскольку конечным результатом их труда становится изображение, ограниченное границами кадра или рамой холста.

Для несведущих, профессия оператор кино и телевидения, всегда была и будет покрыта ореолом таинственности. И не удивительно: ведь она сплетена из десятка технических наук и знаний оператора в самых разных областях культуры и искусства.

Учась в институте, будущие операторы в течение нескольких лет изучают технические и творческие предметы: светочувствительные материалы и химическую обработку пленок, композицию кадра и рисунок, оптику и освещение, историю искусств, съемочное и вспомогательное операторское оборудование, музыку и фотографию, и многое другое. А художественный руководитель курса учит своих студентов умению видеть и раскрывать на экране окружающий нас мир глазами творческой личности.

Профессия оператора во многом похожа на работу художника, поскольку конечным результатом их труда становится изображение, ограниченное границами кадра или рамой холста.

Только инструменты для получения изображения у них различные: художник может нарисовать рисунок куском угля на стене, карандашом на бумаге или написать живописное полотно кистью на холсте. Неограниченные возможности появляются у него при работе с изображением за компьютером. Оператор же получает изображение с помощью камеры, света, оптики, разнообразной вспомогательной съемочной техники.

И художник, и оператор пользуется такими понятиями как выбор точки зрения, масштаб, ракурс, световой и оптический рисунки, контраст и колорит и т.д.

Телевизионный процесс «живого» эфира во многом схож на театральное действие; еще на заре телевидения, в далеких тридцатых годах, перед выходом в эфир, передача, как и спектакль в театре, тщательно репетировалась. Необходимость в репетициях была из-за специфики телевизионной «кухни». Необходимо было расписать работу перемещаемых в студийном пространстве нескольких камер по точкам, установить сразу на нескольких построенных декорационных площадках качественный свет, проверить микрофоны. Нередко, благодаря репетициям, снималась зажатость приглашенных в студию гостей. Даже профессиональные ведущие телепередач нередко чувствовали себя неловко перед объективами телекамер. Остановить же прямой эфир в случае возникновения какой-либо «накладки», считалось недопустимым; выкручивались в студии как могли. И интересно было наблюдать, как взрослые и авторитетные в жизни люди, приглашенные в качестве гостей на прямую телепередачу, нередко напоминали плохо выучивших домашнее задание учеников. Только вместо требовательного учителя, перед ними сидела… очаровательная диктор Танечка или Валечка. В случае необходимости, в ее задачу входило морально поддержать разволновавшегося гостя и снять зажатость перед…объективами телекамер. Конечно, гости не боялись массивных аппаратов или операторов, стоявших за ними. Чаще всего основной причиной такого поведения становилось чувство ответственности перед огромной зрительской аудиторией.

Начиная с последнего десятилетия двадцатого века в прямой эфир начинают выходят передачи, заранее отрепетировать которые было просто невозможно. Именно на экспромтах в ответах на нередко жесткие вопросы ведущих, на неадекватной реакции и поведение гостей в ходе полемики между оппонентами, доходящая иногда в прямом эфире до прямого хулиганства и держалось внимание огромной зрительской аудитории, жаждущей зрелищ. И современное коммерческое телевидение охотно предоставляет ей на выбор предостаточное количество самых разных «зрелищных» программ.

В отличие от изображения, зафиксированного на кинопленке телевизионные кадры сиюминутны: в «живом» эфире они возникают и исчезают. Очень немногие фрагменты таких передачи остаются в нашей памяти – такова их специфика. Одной из главной задач телевизионного эфира является оперативно доносить информацию. А она очень быстро устаревает, в большинстве своем, становясь всего через несколько дней или даже часов совершенно ненужной. Как, к примеру кратковременный прогноз погоды. Совсем иную ценность для нас имеют передачи, записанные на каком-либо из носителей.

Профессия телеоператора – постоянно развивается. Одним из главных причин является стремительное развитие техники, с которой он работает.

Особенно наглядно это видно на примере современного цифрового оборудования. Ежегодно здесь появляется оборудование, обладающее невероятными техническими характеристиками. Цифровые технологии предоставляют для творческих личностей неограниченные возможности.

Школа телеоператорского мастерства прошла несколько этапов. Они непосредственно были связаны с развитием телевизионной техники.

Становление профессии оператор кино и телевидения

Предпосылки для возникновения телевидения — передача изображения на расстоянии, были заложены еще в 80-е года 19-го века, но официально первая телевизионная телепередача состоялась в Советском Союзе в 1931 году. Она передавалась посредством системы «механического» телевидения. Его изображение всего в 30 строк было статичным и в начале транслировалось без звука. В техническом отношении «механический» способ передачи изображения технически являлся бесперспективным. Из-за малых размеров развертки он не позволял сделать «механическое» телевещание массовым явлением. Параллельно «механическому», со второй половины двадцатых годов прошлого столетия, с небольшим отставанием разрабатывается привычное для нас электронное телевидение. Впервые электронное изображение было получено в 1925 году но было настолько нечетким, что его изобретатели не сразу поняли, что собственно они видят на экране?

В течение последующих семи лет телевизионные передачи носят экспериментальный характер. Именно в середине тридцатых в первых «кустарных» студиях-комнатах и разрабатывались основы телевизионного производства передач. Первые телевизионные передачи принимают приемники, установленные в ряде крупных учреждений, заводов. Появляются телевизоры, собранные радиолюбителями. Но число телезрителей очень ограничено и исчислялось сотнями.

Регулярное «электронное» телевещание в Советском Союзе начинается в 1938 году с ввода в эксплуатацию пер­вых телецентров: Ленинградского и Московского. На телецентрах начали появляться такие профессии как «телережиссер» и «телеоператор». А с 1939 года начались пробные передачи в Киеве и других союзных городов.

Самые первые телевизионные камеры были настолько громоздки и тяжелы, что устанавливалась на неподвижные штативы, лишенные панорамных головок; участники телепередач были вынуждены «разыгрывать действие» перед абсолютно неподвижным аппаратом. Изображение на видоискателе было не электронным, а оптическим и проецировалось на матовое стекло, причем, в перевернутом «вверх ногами» виде. Точь-в-точь, как у павильонного фотоаппарата, заряжаемого стеклянными фотопластинками. Первые неподвижные телекамеры обслуживались инженерами и техниками телецентра.

Но когда на Шаболовском телецентре в Москв­е в 300 кв. м студии появились сразу три установленные на подвижные штативы камеры, а большое студийное пространство, оборудованное сложным стационар­ным светом, отличной для тех лет акустикой и системой вентилирования позволяло устанавливать сразу несколько декорационных площадок – выгородок, возникла необходимость в создании квалифицированных творческих групп.

Для новых задач камерный техник уже не подходил и в штатном расписании телецентра появляется новая должность: оператор телевидения. Телекамеры совершенствуются: становятся легче и удобнее в управлении. Телеоператоры перемещают их по студии на подвижных штативах, одновременно отслеживая композицию кадра и четкость изображения. Многие годы в должностные обязан­ности телеоператора входило: обеспечение на съемочной площадке необходимого уровня освещения, выполнение по требованию режиссера панорамирования и перемещение камеры в студийном пространстве, а также отслеживание четкости изображения. И все. Телеоператор здесь ис­полняет обязанности технического сотрудника телецентра.

В 1948 году на телецентры страны поступают первые ПТС — Передвижные Телевизионные Станции. Появление этой новой техники расширило творческие возможности оператора.

Новая техника предоставила возможность телевидению выйти из павильона, с его условными декорациями, на натурные площадки и в интерьеры — стадионы, площади, цеха заводов и фа­брик, концертные залы, театры, музеи и т. д.

С появлением передвижных станций на телевидение развиваются новые жанры телепередач. Операторы осваивают самые разнообразные съемочные площадки. Здесь сталкиваются с рядом технических проблем: малочувствительные трубки создавали сложность в проведении трансляций. Количество выезд­ного света и схемы его разворота заранее просчитывались ведущим телеопера­тором телепрограммы. Требовался вдумчивый подход и при разво­роте тяжелых, маломаневренных камер ПТС.

Новые задачи способствовали росту операторского мастерства.

Появление в 1967 году сначала в студиях Останкинского телецентра в Москве, а через год — на Киевской студии цветного телевидения можно сравнить с появлением звука в кино в кино. Цвет на телевидение произвел настоящую революцию. Наконец-то электронное изображение технически стало мало в чем уступать кинематографу. Впредь, историю развития ТВ принято делить на периоды «до появления цвета» и «после его появления». До полного исчезновения на телецентрах черно-белых студий пройдет не менее пятнадцати лет. К 1983 году в Украине была закрыта последняя черно-белая студия.

Работать в цвете — престижно. Первые цветные стали программы «В мире животных», «Очевидное — невероятное», «Клуб кинопутешествий» и программа номер один — «Время». Зрители старались не про­пускать первые цветные программы и дикторские объявления — настолько впечатляющим были для них передачи в «естественных» красках. Изображение, передаваемое отечественным «Рубином», приводил их в восторг. Но, уже в начале восьмидесятых годов начинают выстраиваться ночные очереди перед магазинами радиоэлектроники, где из подсобки торговали телевизорами укомплектованными французскими, корейскими и японскими трубками. Большинству обывателям качество их изображения казался сверхреальным…

Сотрудники телевидения, работа­ющие над первыми цветными передачами уделяли внимание каждой мелочи и детали в кадре. Объясняется это не только несовершенной техникой, которая могла неожиданно подвести, но и особой требовательностью технических служб к цветному изображению.

Времена меняются: и сегодня черно-белое изображение нередко вызывает у зрителей больший интерес, чем кад­ры, переливающиеся тысячами цветных тонов и оттенков.

Появление видеозаписи, (ВМЗ), невиданно расширило творческие возможности телевидения. Именно благодаря ней появляются первые видеофильмы.

ВМЗ, находящаяся в разработке с средины 50-х годов, в начале 70-е годы появляется как очередное выдающееся достижение развития телевидения.

Природа раннего телевидения очень близка природе театра, но не кино. И тут, и там — сиюминутность игры перед зрителем. И тут, и там — максимальная мобилизация участников «прямой» телепрограммы или спектакля. Можно вспомнить немало «одеревеневших» участ­ников «живой» телепередачи, после сигнала, извещающего о выходе студии в эфир. Похожее волнение и напряжение испытывает актер перед выходом на сцену. Ответственность всех участников телепередачи перед зрителями из-за ее эфирной сиюминутности становится основной причиной их волнении и, нередко, скованности перед камерами. Видеозапись в корне изменила природу телевидения, отдалив его от театрального зрелища и приблизила к кинематографическому.

Расширив творческие возможности, видеозапись одно­временно нанесла серьезный удар «живому» телевидению, в результате — ослаб­ла организационная производственная подготовка про­грамм. Безуслов­но, это сказалось и на профессионализме операторов.

Уже к концу 80-х годов монтировалось до 90 процен­тов телевизионной продукции. Не последнюю роль в этом сыграла и политическая цензура: материалы проходи­ли перед эфиром предварительный просмотр, часто с по­следующими купюрами…

Через некоторое время руководство Гостелерадио, подсчитав, во что обходится создание телепрограммы с использованием электронного монтажа, решило целесообразным некоторые из них вернуть в «живое» состояние и вовремя: давно не работавшие в прямом эфире люди начали терять навыки в работе за телевизионным пультом.

Появление в конце семидесятых годов на отечественном телевидении репортажных носимых видеокамер, (в Москве с 1979 года, в Киеве с 1980 года), пожалуй, как никакое другое техническое новшество, со временем переименованное в тележурналистский комплекс (ТЖК). ТЖК как никакое другое техническое нов­шество, оказал сильнейшее влияние на телеоператорскую школу.

Первые «ручные» телевизионные камеры появи­лись на отечественном телевидении с 1959 по 1963 год. Несовершенная элементная база, нестандартная частота видео­сигнала, чрезвычайно низкочувствительные, обладающие высокой инерционностью трубки — не позволяли тогда запус­тить их в серийное производство.

 Первые профессиональные носимые камеры начали проникать в отечественное телепроиз­водство в самом конце 70-х. Эти модели подавали видеосигнал по кабелю на носимый за камерой видеомагнитофон. Его вес доходил до 30 килограмм. Это несколько ограничивало операторскую прыть. Тем не ме­нее, первая «БОШ-ФЕРЕНЗЕЙН» модели КСА-90, малоизве­стной тогда западногерманской фирмы, обладая «каприз­ным» характером (нелюбовь к жаре, влажности, морозу и яркому свету), практически все равно стала любимой «приемной дочерью» в телеоператорском отделе.

И уже к 1983 году она оправдала эту любовь, превратившись в кассетный камкордер Betacam. Понятие «камкордер» было предложено компанией SONY. Оно обозначало соединение в один корпус оптическую, камерную и видеозаписывающую головок. Менее чем через 10 лет камкордеры выживут из отечественного телевидения 16-миллиметровое киносъемочное оборудование. Так студия «Укртелефильм» полностью откажется от узкопленочного кинопроцесса и перейдет на появившийся видеоформат S-VHS.

А пока с новой 12-килограммовой камерой на плече, еще присоединенной кабелем к рулонному 29-ти килограммовому видеомагнито­фону, установленного на тележке, оператор будет восторгаться теми возможностями, которые она дает: с ней можно бегать, прыгать, приседать и наклоняться! Так возник неведо­мый раньше психологический момент в профессии телевизионного опера­тора — управление подвижной во всех плоскостях каме­рой. Сегодня воспринимать такие движения ка­меры как достижение техники — странно.

Телеоператор, автономно ра­ботающий с ТЖК-камкордером, стал менее контролируемый, чем опера­тор, работающий в студии или на ПТС. Он, наконец, приобрел возможность самостоятельно и оперативно принимать решения, превратившись в настоящего хроникера.

А с 1992 года начинается новая эра в развитии телевизионной техники — цифровое телевидение. Оно как никакое другое техническое внедрение повлияло на дальнейшее техническое и творческое развитие мирового и отечественного телевидения. Но о этом будет рассказано в другой статье.

Автор Михаил Лебедев.

  • http://1tvs.com.ua/articles/zachem-telikam-akterskoe-masterstvo/ »
  • http://1tvs.com.ua/articles/istoriya-animatsii-sotvorenie-mira/«

Контакты

Когда звонить

в будние дни с 09:00 до 22:00
в выходные с 12:00 до 21:00

Приемная комиссия:
(+38 044) 227-42-10
(+38 044) 229-75-35
+38 063 298 68 38
Текущие учебные вопросы:
(+38 044) 229-75-35
+380 50 690 95 59

Схема учебного года и каникул

Куда приехать

Киев, ст. м. Житомирская,
ул. Львовская, 23, Университет
"Украина", корпус 2, 6 эт.

Карта проезда

Общежитие Иногородним

Сообщества

facebook Вконтакте

Расписание Большое